Top.Mail.Ru
г.Москва, ул. Адмирала Корнилова, вл.1, пав. А45          Время работы: Ежедневно с 9:00 до 19:00
Магазин автоаксессуаров и оборудования
Что это такое фаркоп в авто и для чего нужен

Что это такое фаркоп в авто и для чего нужен

Иногда жизнь подкидывает нам задачи, связанные с транспортировкой крупных, тяжелых грузов. Их приходится решать при квартирном переезде или перед летним сезоном, когда мы завозим вещи на дачу. Кроме, как на колесах, перемещать громоздкие предметы, не укладывающиеся в автомобильный багажник, даже на пару километров, невозможно. Поэтому практически каждый владелец легкового автомобиля хотя бы раз сталкивался с необходимостью установки дополнительного прицепного оборудования. В таких ситуациях без фаркопа не обойтись. Рассмотрим, что такое фаркопы в автомобиле подробнее.  

Общее введение в тему фаркопов

Нетрудно догадаться, что это приспособление предназначено, чтобы крепить к машине прицеп. Каждый фаркоп выполняет тягово-сцепные функции, он должен быть надежным и безопасным, распределять нагрузку равномерно. Если присмотреться к внедорожнику, фуре или грузовику, на нем, скорее всего, обнаружится фаркоп, расположенный на раме или кузове. 

Это устройство зачастую просто идет в стандартной комплектации таких видов транспорта. На легковых авто изначально их нет. Чтобы поставить фаркоп для прицепа надо собрать документы, получить разрешение. Иначе наличие такого приспособления будет рассматриваться, как административное нарушение.

В этой статье мы предоставим читателю полезные сведения о фаркопах в автомобиле, рассмотрим виды фаркопов для легковых автомобилей, особенности применения, лучших производителей и некоторые принципы выбора фаркопа. 

О фаркопах в общих чертах

Итак, что такое фаркоп в автомобиле? Это механическое устройство, которое ставится на заднюю часть машины. Оно служит для крепления прицепного или грузового модуля. Фаркоп для прицепа легкового автомобиля обеспечивает надежную и прочную связь между транспортным средством и перевозимым грузом. 

Подавляющее большинство фаркопов, используемых у нас, относятся к европейскому типу. Они весьма просты, включают крюк и поперечину. Крюк (или шаровое соединение) прикрепляется к балочной конструкции, расположенной на прицепе. А поперечина соединяется с кузовом или рамой при помощи крепежного механизма. Если установка фаркопа проведена грамотно, он нисколько не портит внешний вид машины.

Однако, не стоит забывать, что во всем мире передвижение с фаркопом, но без прицепа, запрещается. Ограничение возникло неспроста: при дорожном происшествии с ударом в область тягово-сцепного устройства повреждения машины будут гораздо значительнее. Автомобиль пострадает сильнее, чем просто при ударе в бампер. Поэтому для безопасности вашего транспортного средства фаркоп при обычной езде следует снимать.   

Подробнее о фаркопах

Роль и функции автомобильных фаркопов

Совершенно очевидно, что главная функция, выполняемая фаркопом – крепление грузового модуля или прицепа. С ним становится возможной перевозка массивных грузов. Кроме того, конструкция фаркопа позволяет перераспределять нагрузки, возникающие между транспортным средством и его прицепом. Простая жесткая сцепка для легковых автомобилей без фаркопа – это довольно опасно. А с ним безопасность при движении перевозящего груз автомобиля значительно повышается.

Фаркоп пригодится не только при транспортировке грузов. Иногда может потребоваться взять застрявший автомобиль, катер или другое средство передвижения, на буксир. Это вполне возможно, но только, если масса буксируемого объекта на выше трех тонн.

Типы фаркопов и их особенности

Описанный выше тип конструкции (поперечина и крюк) относится к европейскому фаркопу. Есть также американский вариант тягово-сцепного устройства, но он практически не встречается в нашей стране.

По способу крепления все фаркопы из европейской категории бывают трех видов: сварные (несъемные, фиксированные), съемные и фланцевые (условно-съемные). Первый вариант в принципе не демонтируется, поскольку устройство попросту является элементом бампера.  Шаровое соединение приваривается к балке. Это уже устаревший тип фаркопа, обладающий многими недостатками. Например, если установить фаркоп на автомобиль, то снять его уже нельзя.  

Съемные фаркопы - наиболее распространенный вариант. Именно таким тяговым механизмом оснащаются еще в заводском цеху внедорожники, пикапы, грузовая автотехника. Если вам неудобно пользоваться съемным прицепом – этот вариант для вас. Такие фаркопы очень легко снимаются и ставятся при необходимости обратно.  

Условно-съемные фаркопы отличает усиленная конструкция для закрепления крюка. Применяются сверхпрочные болтовые соединения, стало быть такие устройства выдерживают гораздо более значительные нагрузки. Этот тип фаркопа – самый надежный. Но с ним связана одна сложность: не каждый фланцевый фаркоп подойдет к вашей машине, нужно учесть, что точки сцепления прицепа разные, в зависимости от модели авто. Однако, некоторым фланцевым фаркопам «по зубам» даже грузы до трех с половиной тонн.

Технические особенности современных фаркопов

Классификация по конструкции шарового соединения

Теперь, когда вы уже немного знаете о том, что такое фаркоп в автомобиле и для чего он нужен, рассмотрим его технические особенности более подробно. Для фаркопов возможны несколько типов шарового соединения. Каждому типу соответствует буквенное обозначение:

  • А - с таким фаркопом можно перевезти груз массой в полторы тонны, он условно-съемный, самый часто встречающийся в своем классе, шаровое соединение держат два болта, которые легко можно отвернуть;

  • B - тип этого фаркопа съемный, он имеет горизонтальное соединение, полуавтоматический, его крепит одна центровая гайка;

  • C - конструкция у этого быстросъемного фаркопа простая и надежная: можно фиксировать его не только горизонтально, но и вертикально, он крепится на эксцентрике поперечной фиксации;

  • E - относится к американскому типу и снабжается съемным шаром;

  • F – европейского типа, но напоминает американский, поскольку можно устанавливать высоту в нескольких положениях; относится к условно-съемному классу, крюк держится на двух болтах;  

  • G – как и фаркоп типа F, чаще встречается на внедорожниках, имеет такой же кованый шар, но на четырех болтах; возможны версии с шестью болтами, и тогда можно варьировать высоту закрепления;

  • V – напоминает конструктивно оба предыдущих типа, однако высота фиксирована жестко; при этом относится к съемному типу, с ним можно перевезти до двух с половиной тонн;

  • H – пригодится для отечественных автомобилей, ведь шар приваривается к балке прицепа - этот фаркоп несъемный ;

  • N – представитель фланцевых фаркопов, его соединение имеет четыре отверстия; есть 3 его модификации с разными отверстиями под крепеж и межцентровым расстоянием.

Все виды фаркопов для легковых автомобилей этим списком не исчерпываются. У нас в России, как и в странах Европы, сейчас можно встретить современные фаркопы, которые предельно просто демонтировать. Это представители типа BMA. Также (но только на американских авто) можно встретить скрытые фаркопы. Они спрятаны под раму или бампер.

Фаркопы американского типа

Ответ на вопрос: «что такое фаркоп в автомобиле?» был бы неполным без упоминания об американском типе фаркопов. Такие приспособления очень удобны - тем, что высота точки крепления может меняться. Этим фаркоп американского типа обязан съемному крюку (шаровому соединению). Вообще, конструктивно такое устройство гораздо сложнее европейского. Оно включает четыре элемента. 

Первое - это рама или балка из металла, которая крепится под бампером сзади или на кузов. Второе приспособление называют приемником или квадратом. По сути это крепежное отверстие. Оно выполнено так, что его сечение может быть весьма разнообразным, а по форме это прямоугольник или квадрат. Размеры «приемников» строго стандартные. Третий элемент – кронштейн, он может быть приварен к крепежному квадрату либо соединен с ним с помощью фиксатора. Ну, а на нем уже собирается шаровое соединение или крюк.       

Что такое розетка для фаркопа?

Легковые прицепы снабжены поворотными, тормозными, габаритными огнями. Очевидно, их нужно подключить к электрической цепи машины. Для этой цели и понадобятся специальные розетки для фаркопов. Если у вас просто прицеп, вам нужна 7-ми контактная розетка. Тринадцать контактов у розеток, которые подключают огни «дома на колесах».    

Вы можете провести подключение розеток обоих типов совершенно самостоятельно. Существует две схемы: универсальная и стандартная. В последнем варианте все просто – задействуется стандартные цепи. Если соединение ведется через бортовую электросеть – это универсальная схема подключения розетки фаркопа. Она не будет работать на всех автомобилях. Возможна “неадекватная” реакция электроники в виде сигналов о перегрузке. Этого можно избежать, если подкупить блок согласования.  

Производители фаркопов

Особенности изготовления

В условиях промышленного производства для выполнения фаркопа сперва готовится трехмерная компьютерная модель. Впоследствии на свет появляется реальная объемная модель, которая обязательно проходит ряд тестов. В создании фаркопа участвуют лазерные станки с ЧПУ, применяется дробеструйное оборудование. На каждом этапе производства приспособление проходит строгий технический контроль.

Мы уже упоминали про тягово-сцепные устройства, прячущиеся под бампер.  Однако, на европейскую машину такие поставить невозможно. Они «совместимы» лишь с американскими, ведь у них бывает особая конструкция бамперов на креплениях, способных убрать фаркоп. Такие приспособления продаются по самой высокой цене.   

Отечественные фаркопы разных типов выпускают компании «Лидер Плюс» и «ДЗК». Наилучшими по качеству и физическим показателям считаются устройства из Германии, Голландии, Бельгии, Польши и США.

Ведущие бренды

Теперь, когда мы подробно рассказали, что такое фаркоп в автомобиле, остается назвать самые передовые бренды, лучших производителей других стран и России. Открывает своеобразный рейтинг фаркопов Bosal. Среди продукции этого совместного бренда (Голландия, Бельгия) можно встретить как дешевые модели, так и весьма дорогостоящие.

Если вы ограничены в бюджете стоит задуматься о продукции Auto-Hak. Это очень креативный и гибкий польский бренд, специалисты компании ведет постоянную разработку новых моделей. Причем внедрение новинок в производство проходит очень быстро.

Весьма разнообразны фаркопы от Thule. Этот бренд из Швеции. В производство уже пошли модели с ручным и автоматическим сокрытием. Складывающийся фаркоп для легкового автомобиля – не единственная продукция компании. Традиционно Thule выпускает всю «классику», а также другие приспособления для авто, например, прицепы, верхние багажники.  

Лучшим брендом в России считается “Leader Plus”. Компания разрабатывает фаркопы только под продукцию ВАЗ. В комплект к любому фаркопу компании входит весь крепежный арсенал.  

Как выбрать фаркоп?

Чтобы подобрать для своей машины нужный фаркоп, внимательно прочитайте разделы про классификацию. Если данных из этой статьи недостаточно – поищите их самостоятельно. А мы просто дадим еще несколько простых советов.
Тяговая нагрузка ни в коем случае не может быть выше допустимого значения. Фаркопы некоторых брендов ставятся только на определенные марки автомобилей. К разборному тягово-сцепному устройству должны прилагаться комплекты запчастей для механизма. Вообще, механизм съемного фаркопа должен работать качественно. Также обратите внимание, есть ли на приспособлении покрытие от коррозии.
Наконец, вполне очевидное замечание: если прицеп нужен вам постоянно, то можно купить и несъемный фаркоп. В остальных случаях имеет смысл приобрести фаркоп другого типа.

Пара слов о безопасности

Предотвращение аварийных ситуаций

Соблюдение правил эксплуатации фаркопов играет важную роль в обеспечении безопасности на дороге. Необходимо правильно устанавливать фаркоп, проверять его надежность перед каждой поездкой, а также правильно загружать и равномерно распределять груз.

Проверка и обслуживание

Фаркопы требуют регулярной проверки и обслуживания. Важно следить за состоянием крепежных элементов, смазывать механизмы, а также контролировать электрические соединения, если фаркоп оборудован розеткой для прицепа.

Заключение

Фаркопы - неотъемлемая часть автомобильной индустрии, без них перевозка грузов просто невозможна. Они расширяют функциональность автомобиля, обеспечивают удобство и безопасность при перевозке.

Вернуться к статьям