Top.Mail.Ru
г.Москва, ул. Адмирала Корнилова, вл.1, пав. А45          Время работы: Ежедневно с 9:00 до 19:00
Магазин автоаксессуаров и оборудования
Срок годности моторного масла

Срок годности моторного масла

Любой продукт, даже если он не относится к пищевым, имеет срок годности. Дающее питание ключевым узлам автомобилей моторное масло – не исключение. Один из ключевых «продуктов питания» для транспортного средства хранится ограниченное время. Как долго – зависит от нескольких факторов. Это тип, открытость тары, состав самого масла. Также это вопрос соблюдения потребителем некоторых требований.  

Каков же срок годности моторного масла? Казалось бы, тут нет секретов. Для синтетического или полусинтетического все производители указывают 5 лет. Если оно минеральное, то сказано, что масло хранится не более, чем 3 года. Эти цифры соответствуют закрытой заводской таре.

Срок годности наносится на этикетку, которую клеят с задней части упаковки. Отсчет ведется с даты изготовления. В тот же день жидкость заливают в заводскую емкость и маркируют. Российские производители проставляют точный день, месяц и год. Несколько сложнее с зарубежной продукцией. Число изготовления содержится в зашифрованном виде в номере партии.

Из этой статьи вы узнаете, можно ли использовать масло, если оно просрочено. Также мы расскажем о причинах, вызывающих сокращение срока годности.

Сколько и как хранить смазочные материалы в открытой канистре?

Чтобы ответить на первый вопрос, заглянем в ГОСТы. Там указан срок в 3 года. Несколько меньшее время (2 года) «проживет» масло для дизеля. Такие материалы обладают сложным химическим составом, включают много присадок. Поэтому портятся они легче.  

Рекомендуем, после вскрытия канистры, когда масло уже используется по потребности двигателя, выполнить замену тары. Можно перелить жидкость в металлическую емкость. Там масло не будет окисляться. Как вариант, новая тара может представлять собой небольшую бочку из пластика или металла. Она принципиально не должна быть объемной - повысится риск окисления. Бочку следует обязательно заполнить до краев.

Точно не советуем использовать пластиковые бутылки. Как правило, это прозрачная тара. Не исключено и взаимодействие компонентов масла с полимером, из которого выполнена бутыль.

Хотим предупредить вас: даже, если вы увидите, что производитель обозначил срок годности моторного масла при открытом хранении в 2-3 года, всего через год после вскрытия использовать такое масло уже нельзя! Оно может вызвать серьезные проблемы в двигателе, даже при простое или при малой эксплуатации.      

Правила хранения

Среднестатистический автомобилист вряд ли задумывается о том, как правильно хранить смазочный материал. Предположим, он приобрел его в пластиковой канистре. Уверены, масло там надолго и останется. И это правильно, но важно, в каких условиях будет находиться эта тара. Надо помнить, что несоблюдение условий хранения способно сильно навредить вашему авто, а именно двигателю, другим ключевым узлам.

Правила хранения моторного масла вытекают из предписаний действующего стандарта ГОСТ 1510-84. Он касается нефти и нефтепродуктов в целом. ГОСТ прямо указывает, что их надо хранить «в отдельных резервуарах». Попадание пыли, воды в них недопустимо. Что касается самой тары, то она должна располагаться «под навесом» или в открытом месте, полностью защищенном «от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков».

Если соблюдать некоторые несложные требования, можно быть уверенным, что масло сохраняет свои качества. Несоблюдение же правил хранения сократит заявленный срок годности моторного масла почти в два раза. Прежде всего, следует избегать окисления. Этот процесс запускается при контакте масла с воздухом, точнее, содержащимся в нем кислородом. Поэтому, лучшая тара – это закрытая (нераспечатанная) заводская канистра. Боится смазка и солнечного света. Поэтому место хранения должны быть темным.

Температура воздуха, наиболее пригодная для хранения – порядка 22 градусов по Цельсию. Хотя масло допускается содержать в диапазоне от 18 до 40 градусов. Есть ли фактор, которого стоит опасаться больше всего? Да - это вода, даже капля которой инициирует неостановимый процесс появления нерастворимых компонентов. Кроме того, в масло не должна попасть грязь, мусор. Даже мизерное загрязнение смазочного материала крайне опасно для трущихся узлов автомобиля.  

В зимнюю пору не следует допускать значительных перепадов температур. Канистру лучше держать при 22-24 градусах. Особенно опасно подвергать масло заморозке. Это вызовет изменения на молекулярном уровне, что исказит свойства присадок, приведет к расслоению. Что делать, если масло в закрытой канистре некоторое время провело на холоде? Нужно ее взболтать. Так вы проведете перемешивание, избавите жидкость от осадка.   

Внешние признаки некондиционного масла       

Рассмотрим, какие изменения в смазочном составе происходят, когда превышен срок годности моторного масла или оно хранилось неправильно. Давайте разберемся, как именно, и к чему такое приводит:

  • из-за распавшихся присадок повышается содержание золы – свечи накаливания, поршни начинают работать в неправильном режиме, растет вероятность калильного зажигания (спонтанного воспламенения смеси);

  • повышение или понижение вязкости смазки, в зависимости от состава масла – в любом случае изначальной величине вязкость соответствовать уже не будет;

  • присадки перестают придавать маслу требуемые свойства – некоторые из присадок вовсе перестают действовать, иногда меняются некоторые их физические характеристики (например, точка замерзания, кинематическая вязкость, удельный вес).

Чтобы убедиться, что масло, увы, просрочено, достаточно посмотреть на его консистенцию. В первую очередь по выпадению осадка. Если он напоминает по размеру муку или пыль – ничего страшного. Когда же это отдельные элементы, пусть даже очень маленькие – это уже некондиционный продукт. Особенно опасен для двигателя, узлов и агрегатов машины осадок крупной дисперсии.

Вторым визуальным признаком является расслоение и наличие воздушных пузырьков. Также вы можете заметить неравномерную окрашенность. Такое не сразу бросается в глаза, если масло находится в канистре. Советуем перелить немного смазки в прозрачную баночки, посмотреть на просвет - видны ли вышеописанные дефекты?

Длительное хранение в закрытой таре тоже приводит к ухудшению важных свойств масел. Оно происходит не сразу, а постепенно. Можно ли использовать моторное масло с истекшим сроком годности в автомобиле? Как показывает опыт, иногда можно! Надо лишь убедиться, что нет вышеуказанных явных признаков деградации.

Некоторые примеры

Сегодня на рынке моторных масел широко представлена продукция таких зарубежных брендов, как Shell, Liqui Moly, Mobil, Idemitsu, Elf, Zic, Castrol. Кроме того, можно купить Мотюль, Равенол, Лукойл. Укажем на некоторые инновационные смазки. Масло GM 5w30 Dexos2 от General Motors какое-то время производилось только за границей. С осени 2015 года его стали изготавливать в России. Эта низкозольная марка подходит для бензиновых движков, дизелей с системой снижения вредных выбросов, широкого круга автомобилей. Масло Штиль для двухтактных двигателей отличает высокая горючесть при довольно скромной вязкости. Именно этих качеств требуют от смазки двухтактные движки.

По классификации SAE моторные масла маркируются специальными символами. Например, в обозначениях 0W-20 и 0W-30 ноль в начале сообщает нам, что можно пользоваться маслом даже при сильном морозе (до -50 градусов Цельсия). Цифры 20 или 30 говорят о вязкости при наибольшей температуре прогрева движка. Вообще, первой цифрой в маркировке кодируется нижняя температура воздуха, когда масло еще способно прокачиваться по каналам смазочной системы. W – сокращение от winter, то есть это масло для зимнего сезона. Вторая цифра – это наибольшая температура, при которой масляная пленка сохраняет свои несущие свойства . К примеру, масло 5W40 - всесезонное, оно может применяться и в мороз, и в жару.

Такое масло будет относиться к четвертой группе синтетических масел (масла синтетика). Их отличают хорошие температурные свойства, они прекрасно противостоят окислению. Правда, стоят гораздо дороже, чем представители третьей группы.


Вернуться к статьям